Рубрика: Бизнес-образование

Знание «с бородой»


Подготовка менеджеров в Украине

I

Если точен в своих последних утверждениях экс-министр образования Украины М. Згуровский, то высшая школа Советской Украины на две трети была загружена подготовкой специалистов с дипломами инженеров и свыше 70% лиц с высшим образованием получили их технический или технологический вариант (Згуровський, 2002).
Это, естественно, означало малые контингенты студентов по множеству весьма популярных в других странах профилях подготовки. Все считали такое положение дел вполне разумным и даже легко находили аргументы «за», т. е. «одобрямс». Действительно, психологи были бы явно «лишними» в созданной заботами КПСС благоприятной, спокойной и умиротворяющей среде обитания граждан СССР; адвокаты вполне могли остаться без работы по причине достойного книги рекордов Гиннеса соблюдения прав и достоинств всех еще сохранившихся в стране народов, народностей и меньшинств, не говоря уже о различных «слоях населения». С подготовкой небольшого числа руководителей «высокого полета» вполне справлялись высшие партийные школы, а все остальные не имели права мечтать даже о «низком полете», поскольку просто обязаны были готовиться выполнять приказы и избегать инициативы как смертельной угрозы священным коровам социализма: плановости, исполнительности и демократическому централизму.
Конечно же, о подготовке бизнесменов или менеджеров не могло быть и речи — оба слова считались почти бранными, а пользоваться ими было гораздо опаснее и неприличнее, чем всуе поминать Антихриста в стенах Божьей обители. Даже официальные словари подчеркивали негативность понятия «бизнес», обозначавшего, по мнению их составителей, не благородную деятельность по созданию материального фундамента коммунизма и средств для вовлечения в него всех пролетариев всех стран, а нечто совершенно непотребное, направленное исключительно на получение наживы.
Сформированные за 70 лет советской власти стереотипы столь сильны, что и через десять лет после ее краха в условиях массового обучения в вузах и других заведениях России всех желающих заниматься бизнесом, российские словари (см. например: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2000) продолжают твердить старые песни, заменив лишь слово «нажива» на «прибыль». В условиях, когда «бизнес-образование» в России столь популярно, пора бы трактовать указанное занятие более уважительно, как это делают западные энциклопедии. Например, не чуждающаяся заигрывания с левыми политическими взглядами Франция, тем не менее, считает бизнес не просто уважительным, но и «очень сложным делом» (см., например, любое издание словаря Larouse).

II

К моменту восстановления в Украине условий для зарождения образовательного сектора, специализирующегося на подготовке бизнесменов, за рубежом термин «бизнес-образование» (вusiness education) стал синонимом мanagement education (подготовки управляющих или менеджеров) преимущественно в сфере коммерческой деятельности (IBE, 1991). Cегодня в результате все возрастающей общественной потребности в подготовке и повышении квалификации управляющих по частоте употребления и количеству рекламных образовательных предложений первенство переходит именно к мanagement education.
В настоящее время в Украине понятие «бизнес-образование» является неофициальным обобщением целой группы направлений профессиональной подготовки (экономика и предпринимательство, менеджмент, торговля и др.) и еще более многочисленных специальностей («Экономика предприятия», «Финансы», «Учет и аудит», «Маркетинг», «Менеджмент организаций», «Управление трудовыми ресурсами» и т. д.). Укажем, что в большинстве экс-социалистических стран значение термина «бизнес-образование» далеко не всегда отождествляется лишь с «управлением» или «менеджмент-образованием».
Для нашей темы значимой является тенденция к сосредоточению все большего числа вузов Украины не на инженерном, а именно на бизнес-образовании. Пионерами здесь стали учебные заведения негосударственной формы собственности, уже в 1998 году добившиеся впечатляющего результата: из 96 лицензированных вузов 79 готовили исключительно будущих морганов и рокфеллеров, обещая в своих рекламных проспектах для потенциальных абитуриентов «жизненный успех и процветание». За истекшие годы частные вузы, которые занимались подготовкой преимущественно педагогов, филологов или врачей, прогорели, поэтому в данный момент весь сектор негосударственных вузов готовит менеджеров и бизнесменов, да и большая часть государственных высших школ предлагает платные профили подобной подготовки, надеясь подзаработать деньжат на развитие других факультетов и специализаций.

III

Такая картина характерна практически для всех постсоциалистических стран, где для государственного сектора дело подготовки менеджеров или бизнесменов является новым, но пока второстепенным, а для частного сектора — главным направлением деятельности. Так, в Польше из 125 частных вузов 75 — высшие специализированные школы экономики и управления. Многие из остальных 50 также предлагают программы по бизнес-образованию. Как и в Украине, большинство из почти 100 государственных вузов создали у себя отделения подготовки менеджеров и экономистов.
Ситуация в польском бизнес-образовании в некоторых аспектах еще сложнее, чем у нас. Общее количество польских студентов в 1989–2001 гг. возросло вчетверо, в то время как преподавательский корпус высшей квалификации — меньше чем наполовину. У нас количество преподавателей почти не изменилось, но студентов стало больше всего на 40% (конечно, для бизнес-профилей этот показатель гораздо выше). Поэтому в целом в Украине меньше сложностей с обеспечением учебного процесса преподавателями, чем в Польше.
Общим для двух стран, как и почти для всех остальных государств бывшего социалистического лагеря, является существование в подготовке менеджеров для современных экономик если не эффекта «хоттабизации» (подробнее о нем см.: Корсак, 2002), то, как минимум, «обучения незнаемому». Доценты и профессора вынуждены излагать то, что, во-первых, им совершенно чуждо и неизвестно, во-вторых, отличается искаженностью и непригодностью для реальных социально-экономических условий постсоциалистических стран.
Первое утверждение почти самоочевидно и не нуждается в пространных объяснениях: достаточно сравнить тексты научных публикаций 1980–1985 и 1995–2000 гг. практически любого из экономических светил в созвездии Президента или других влиятельных политических фигур, чтобы убедиться: в подавляющем своем большинстве они изменили на противоположную полярность оценок при изложении достоинств либерально-рыночной и централизованно-плановой моделей организации экономической жизни государства.
Второй тезис более сложен. Перестройка (будем надеяться, совершенно искренняя и направленная на интересы студентов) менталитета научно-преподавательского состава бизнес- и менеджмент-отделений украинских вузов происходит в невообразимо неблагоприятных условиях нелинейной интерференции (наложения с большими искажениями) сразу нескольких революций в социально-экономической жизни нашей страны и фантастически сильного и непредсказуемого ускорения и усложнения условий индивидуальной и коллективной жизнедеятельности в постиндустриальных государствах. Эти условия изменяются настолько быстро, что за пяток-другой лет полностью или частично теряется все научное и эвристическое значение монографий и учебников для экономистов и менеджеров.
Но ведь к нам попадают и достигают студентов в искаженном (переведенном на русский или украинский языки) виде не новейшие, а весьма «бородатые» зарубежные концепции и книги доглобалистско-информационной эпохи! В итоге и профессора, и политики в Украине, образно говоря, энергично и вразнобой принялись рекламировать и строить «зеленый забор» (свободный рынок) только потому, что он был в моде на Западе лет сто тому назад и получил широчайшую прессу в монографиях и учебниках. Следовательно, наша «элита» двинулась в начало прошлого века (в экономическом смысле), вместо того, чтобы строить на имевшейся несовершенной базе, пусть неважно-нашенское, но все же информационное (точнее — демократически-высокотехнологичное) общество! Остается лишь надеться на то, что благодаря теневому сектору экономики и нерастраченному пока до конца оптимизму и деловитости части нашего народа Украине удастся увернуться от «марша в прошлое» и повторения всего цикла взросления индустриально-капиталистических обществ Запада.

Константин Корсак.

Комментирование закрыто.